Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей.  И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма. 
    Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие  дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы. 
    Какие могут быть трудности в обучении письму?  
 
 
 | 
  № 
  | 
 
  Трудности, с которыми сталкиваются ученики 
  | 
 
  Причины затруднений 
  | 
  
 
 | 
  1 
  | 
 
  Плохая каллиграфия 
  | 
 
  Нарушение гигиенических требований 
 (положение руки, ручки, тетради) 
 Леворукость 
 Плохо развиты мелкие мышцы пальцев 
 Нарушение пространственных представлений и чувства ритма 
  | 
  
 
 | 
  2 
  | 
 
  Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги 
  | 
 
  Слабо развит фонематический слух, зрительная память 
 Нарушение  зрительно- моторных координаций 
  | 
  
 
 | 
  3 
  | 
 
  Пропуск, замены, перестановки букв при  письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию 
  | 
 
  Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи 
  | 
  
 
 | 
  4 
  | 
 
  Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы 
  | 
 
  Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память 
  | 
  
 
 | 
  5 
  | 
 
  Медленное чтение 
  | 
 
  Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие 
  | 
  
 
 | 
  6  
  | 
 
  Медленный темп работы 
  | 
 
  Медлительны по природе, неготовность к школе, 
  | 
  
 
 | 
  7 
  | 
 
  Не запоминают правила, стихи, предложения 
  | 
 
  Неготовность к школе, слабое речевое развитие 
  | 
  
 
 | 
  8 
  | 
 
  Допускают ошибки на правила:  ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные 
  | 
 
  Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе 
  | 
  
 
 
 - Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
 
 - Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
 
 - Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
 
 - Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
 
 
 
     Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт. 
     Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью». 
     Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем  предмет, например, арбуз  и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово: 
 - А - ароматный       
 
 - Р - рука
 
 - Б - большой
 
 - У - умница
 
 - З - звук
 
 
 
     Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком  собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет:  «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание. 
     Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз. 
    Звонкие - глухие согласные дифферецируются  по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык. 
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка  запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме. 
    Набор игровых моментов  способствуют  положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что  ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть  у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту. 
		
	  |