Меню сайта

Потренируйся
Отличник

Мини-чат
200

Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 12

Заходили....
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Персональный сайт учителя начальных классов Вржещ Анны Владимировны


Суббота, 20.04.2024, 09:54
"Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека" C.Соловейчик.
Главная » Статьи » Родителям » Первый раз, в первый класс

Упражнения и задания

Подготовка к школе:

Фонематический слух

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки.

Различение звонких и глухих, например г-к - непременное условие, чтобы ребенок

писал грамотно: кости и гости. Он должен слышать, что в именах кит и кот звук к

звучит по-разному (мягко и твердо)

Примерные упражнения: 1) различение звонких и глухих –  « У Зайца и Слона дни рождения. Слон просит подарить ему только то, что начинается со звуков  [с] и [с’], а Заяц со звуков [з] или [з']. Что подарим Слону и что  - Зайцу?» (Слону – свитер, скамейку, сланцы, самокат, сейф…, Зайцу – зонтик, зеркало, зелень….                                                                                                          2) различение твёрдых-мягких – «У Белки и Барана дни рождения. Барану подбираем подарки в которых есть звук [б] (твёрдый) – булка, бархат, банан, башмаки… Белке – подарки в которых есть звук [б’] (мягкий) – бинокль, бисер, берет…

3) Назови как можно больше слов, которые:

• начинаются на звук «А» («Т», «О», «Р», «К» и т.д.);

• заканчиваются на звук «П» («И», «О», «С», «Л» и т.д.)

• в середине которых есть звук «Л» («Н», «Э», «Г», «Б», «Ф» и т.д.).

 4) «Подбери слово»

1. Подбери слово, чтобы первый звук был р (рама, рак...), а и т.д.

2. Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний ш.

3. Какое слово получится, если к слогу но прибавить один звук (нож, нос...)?

4. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у (бумага, луковица, дудочка...).

5. Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в слове «лягушка», «флаг» и т.д.

6. Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.

7. Назови все звуки по порядку в словах «небо», «туча», «крыша» и т.д. Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим?

Звукопроизношение

Ребенок к пяти годам должен выговаривать все звуки! Если упустили – срочно к логопеду!!! Учите скороговорки. Они способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.

Развивайте мелкую моторику

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы.

Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:

1.Упражнения с карандашом

Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.

Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».

Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

 2. Упражнения с бусами

Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.

Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

3. Составление из цветных скрепок цепочек, соблюдая определенную последовательность (например – 2 красных, 1 синий, 1 зеленый, 2 красных,1 синий, 1 зеленый…

А также

лепка

штриховка

вырезание

завязывание бантов

развязывание узелков

расстегивание, застёгивание пуговиц

мозаика

конструктор

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием моторики, так как центры мозга отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма

является качество детского рисунка. Рисование не пустая забава, а один из важнейших этапов развития. Рисование развивает интеллект, зрительно-моторную

координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир

малыша, формирует у него представления о прекрасном. Поэтому стоит обратить

внимание на то, что и как он рисует. Всего 10-15 минут в день работы с книжкой-раскраской (раскрашиваем обязательно аккуратно, не выходя за контуры рисунка) - и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!

   Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Развивайте связную речь детей.

        1. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

2. Составляем предложения.

 Составь предложения используя слова противоположные по значению (в 1 предложении!): тонкий- толстый, длинный-короткий,  мягкий-жёсткий, большой-маленький… (У меня есть толстая собака шарик и худой кот Василий.)

     Составь предложение (1 предложение) используя слова «кукла», «платье», «девочка» (Девочка сшила кукле платье. У девочки и куклы платья одной расцветки. Девочке на Новый год подарили новое платье и куклу. и т.п.)

3. Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше.

 4. Разучивание стихов способствует развитию интонационной выразительности. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.

5. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Обогащают словарный запас ребенка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

 6. Обогащаем словарный запас.

1. Чтение книг

2.  Игры в слова (можно играть в пути, на транспорте, на даче …)

-Кто (мама, папа или ребенок…)  больше подберет слов начинающихся на букву А?

-Первый участник называет слово на определенную тему, например "еда" (цветы, животные и т.д.). Следующий должен назвать слово на ту же тему, но начинаться оно должно на последнюю букву предыдущего слова. Допустим, если первое слово - "сыр", то второе будет "рулет".

-Распространение предложений. В предложение из двух слов постепенно добавляем по 1 слову. Например: Мама пришла. Мама пришла из магазина. Моя мама пришла из магазина. Моя мама Катя пришла из магазина. и т.п.

-«Алфавит путешественника». Первый участник выбирает город (страну, деревню и т.д.) на букву "А" и говорит: "Я еду в Амстердам". Следующий игрок его спрашивает: "А что ты собираешься там делать?" Первый должен ответить, используя слова, тоже начинающиеся на букву "А", например: "Арестовать актера". Затем называет партнеру по игре букву, например П. Партнер подбирает город (страну, деревню и т.д.) на букву "П" и говорит: "Я еду в Псков петь печальные песни". и т.д.

-«Отгадай букву»

Один игрок задумывает какую-нибудь букву, а второй должен эту букву отгадать.

В процессе отгадывания второй игрок называет различные слова, по одному слову за один ход. Если задуманная буква есть в названном слове, первый игрок говорит "Есть", если задуманной буквы в слове нет, следует ответ "Нет".В любой момент игры второй игрок может назвать не слово, а букву, что также считается за один ход.

После того, как слово отгадано, игроки меняются ролями.

Возможен вариант, когда оба игрока одновременно отгадывают буквы.

Например, задумана буква "И":

1. Вертолет - нет.

2. Барабан - нет.

3. Самурай - нет.

4. Зонтик - есть.

5. Кино - есть.

6. Окно - нет.

7. Буква "И" - Да.

-«Слово за слово». Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

-«Слова-неприятели». Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

 

Память

Задание 1

Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

Результат:

Не менее 6 слов – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

Менее 4 слов – низкий уровень

 

Задание 2

Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

1. В лесу растут грибы.

2. Утром шёл сильный дождь.

3. Мама читает детям интересную книгу.

4. Вова и Саша несли красные и синие шары.

Результат

Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно

Средний уровень – ошибся только в 1 фразе

Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

 

Задание 3

Послушай и запомни стихотворение.

Прочитайте ребёнку четверостишье и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

Например:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

 

Результат

Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

Низкий уровень –  допустил ошибки после 4 прочтений

 

Задание 4

Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

Осень – дождь

Ваза – цветы

Кукла – платье

Чашка – блюдце

Книга – страница

Вода – рыба

Машина – колесо

Дом – окно

Конура – собака

Часы – стрелки

Результат

 

Высокий уровень – 8-10 пар слов

Средний уровень – 5-7 пар слов

Низкий уровень – менее 5 пар слов

 

Задание 5

Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

     Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).

     Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

     Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Огонь

Дом, молоко.

Конь гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.

Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.

Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.

Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Задание 6.

 Дайте ребенку установку: “Слушай очень внимательно и постарайся пересказать то, что я тебе прочту, слово в слово. Не волнуйся, если с первого раза не получится, я еще раз прочитаю, ты обязательно запомнишь”.

Текст должен быть примерно таким:

«Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а

Пятачок толще Бублика.»

Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, малышу потребуется

прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем. Если и после 5-6 повторения

ребенок с задачей не справляется, механическая память у него развита недостаточно.

 

   Мышление

Задание 1

Ответь на вопросы:

1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?

2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

 

Задание 2

Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Петя?  (синюю)

Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки. Что читал Миша?  (сказки)

Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

 

Задание 3

Ответь на вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

2. Утром мы завтракаем, а в полдень …?

3. Днём светло, а ночью …?

4. Небо голубое, а трава …?

5. Черешня, слива, вишня – это …?

6. Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

7. Что такое Москва, Калуга, Курск?

8. Чем отличается день от ночи?

9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

12. Чем похожи молоток и топор?

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14. Чем  различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

15. Футбол, теннис, плавание – это…?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Почему люди занимаются спортом?

19. Почему стыдно уклоняться от работы?

20. Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

 

Задание 4

Найди лишнее слово:

Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2.Храбрый, злой, отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец, груша.

4.Молоко, творог, сметана, хлеб.

5.Час, минута, лето, секунда.

6.Ложка, тарелка, сумка, кастрюля.

7.Платье, шапка, рубашка, свитер.

8.Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

9.Берёза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, магнитофон, радио.

 

Задание 5

Упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

 

1. Назови слова, обозначающие деревья.

2. Назови слова, относящиеся к спорту.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие домашних животных.

5. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6. Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7. Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8. Назови слова, относящиеся к искусству.

9. Назови слова, обозначающие овощи.

10. Назови слова, обозначающие фрукты.

Внимание

Задание 1

Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

 

Результат

Высокий уровень  – ни одной ошибки

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – более 2 ошибок

 

Задание 2

Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А.

Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

 

Результат

Высокий уровень  – ни одной ошибки

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень –2 и более ошибок

 

Задание 3

Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

Лук, медведь, трава, жук.

Ослик, санки, лейка, банки.

Мишка, рубашка, шишка, берёза.

 

Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление.

 

Внимание! Ребенок 6 -7 лет не может работать долго:

10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься.

Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

Организуйте распорядок дня:

Организация режима дня позволяет ребенку:

- легче справляться с учебной нагрузкой;

- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

•   стабильный режим дня;

•   полноценный сон;

•   прогулки на воздухе.

Формируйте у ребенка умения общаться

Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми,   умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой …  и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

 

 

 

 

Категория: Первый раз, в первый класс | Добавил: Anna (21.07.2015)
Просмотров: 392 | Теги: я готовлюсь к школе | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Счетчик
Осталось...

Сайт с.....

Виртуальная часовн
Молитва иконе Нечаянная Радость (часовня)

Облако тегов

Погода

Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день

Время идёт...

Соверши добро
Русфонд

Поиск

Друзья сайта
Белый каталог сайтов

Персональный сайт учителя Вржещ Анны Владимировны e-mail:av30011982@mail.ru 2024 uCoz
Линеечки для форума